X

Как сделать электронную подпись

Все слышали о том, что электронная подпись нужна предпринимателям для подтверждения налоговых и финансовых действий. Но в последнее время все чаще физические лица оформляют электронную цифровую подпись. Она может понадобиться для идентификации личности в удаленном доступе — и это только одна из причин оформить ее. Рассмотрим вопрос надобности ЭЦП более детально.

Что такое ЭЦИ и для чего нужна электронная подпись?

Электронная цифровая подпись ЭЦП — это уникальная последовательность различных символов. Информация генерируется посредством преобразования и записывается на флешку. Впоследствии пользователь может выгружать информацию с определенной целью, например, участвовать в торгах, оформлять сделки, заверять документы. ЭЦП дает право подтверждать личность человека.

Федеральный закон № 63 является тем нормативным актом, который позволяет осуществлять формирование и использование ЭЦП. Этот закон содержит в себе основные положения, которые регулируют использование подписи, а также требования к ее применению и нормы использования.

Виды электронной подписи

Прежде, чем получить цифровую подпись, важно понять, какие виды подписи существуют. Электронная цифровая подпись для физических лиц может быть:

  • Обычной;
  • Усиленной.

Усиленный вариант бывает неквалифицированным и квалифицированным. Важно заранее понять, для чего нужна электронная подпись, чтобы определиться с дополнительными опциями, которые необходимы для оформления электронной подписи. Сегодня подобная виза может потребоваться при трудоустройстве, постановке на учет в качестве ИП, получении налогового вычета, выполнении разных действий на сайтах и официальных порталах всевозможных служб, участия в электронных торгах.

Простая подпись

Получение простой цифровой подписи будет более упрощенным. Она является наиболее распространенной и используется именно физическими лицами. По сути, это присвоенный человеку логин.

Подобная ЭЦП не обладает степенями защиты, она простая и служит исключительно для идентификации физического лица.

Простая электронная подпись для физических лиц оформляется бесплатно, но и применение ЭЦП будет весьма ограниченным. Вы можете:

  • Отсылать разные письма в государственные органы;
  • Отправлять жалобы;
  • Просматривать штрафы из ГИБДД на сайте Госуслуг;
  • Записываться на прием в государственные учреждения, среди которых Росреестр, ФНС, муниципалитет и т.п.

Процедура получения подписи для физ лиц является упрощенной. Она состоит из следующих шагов:

  • Регистрация онлайн на сайте Госуслуг или в специализированном центре, который выдает подобные подписи;
  • Введение данных;
  • Получение специального кода, который отправляется на электронный адрес или на указанный номер телефона.

Как получить электронную подпись на Госуслугах?

Оформить электронную подпись на сайте госуслуг и расширить возможности, к примеру, подавать декларацию о доходах дистанционно, заявление о зачете денежных средств или возврате излишне уплаченного налога можно через личный кабинет налогоплательщика.

Усиленная подпись: что это, возможности

Граждане также могут получить:

  • усиленную неквалифицированную цифровую подпись,
  • усиленную квалифицированную цифровую подпись.

Первая по статусу она выше, чем обычная, но у нее есть определенные ограничения по использованию. Для ее создания необходимы средства криптографической защиты информации (СКЗИ), что означает большую защиту, чем при формировании простой ЭЦП.  То есть она больше защищена, чем простая электронная подпись. Однако важно понять, что усиленная неквалицированная электронная подпись не одно и тоже, что и простая или собственноручная. Такая подпись подтверждает тот факт, что документ или акт подписан нужным человеком и более не подвергался корректировке. Ее действие возможно только при условии наличия соглашения о признании ее собственноручной.

Сфера использования:

  • Подписание гражданско-правовых договоров, которые заключаются между физическими лицами;
  • Подписание акта приема-передачи;
  • При подаче заявления на услуги муниципального характера.

Получение цифровой неквалифицированной подписи происходит в специализированном центре. Она выдается после того, как были проверены документы, удостоверяющие личность. Получить подобную подпись тоже можно совершенно бесплатно.

Как получить усиленную квалифицированную ЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись имеет ряд существенных отличий от неквалифицированной и, тем более, от простой. При ее генерации применяются не только СКЗИ, но и средства, сертифицированные ФСБ РФ. Она необходима юридическим лицам, ИП (индивидуальным предпринимателям).

Чтобы ее получить, необходимо обратиться в центр аккредитованный Министерством цифрового развития. Именно усиленная квалифицированная электронная подпись является аналогом собственноручной. Она выдается на USB носителе, так же может быть скачена и установлена на персональный компьютер пользователя, но только на один. Поэтому перед установкой решите какой именно ноутбук вы чаще всего используете для входа в личный кабинет госуслуг.

Для получения визы с большим числом возможностей потребуется пакет документов, включающий:

  • Документ, который подтверждает личность и его копия;
  • Заявление;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • Квитанцию об оплате услуги.

На месте (в аккредитованном центре, куда вы обратитесь) сотрудник рассмотрит заявление, проверит личность и далее передаст вам носитель с подписью. Усиленная квалифицированная является платной. Стоимость зависит от центра, в который вы обратились.

Сколько времени действительна ЭЦП?

Срок действия электронной цифровой подписи обычно составляет 1 год. Однако это время может меняться в зависимости от центра, в котором она была оформлена (речь об усиленной квалифицированной электронной подписи).

Документы, подписанные ЭЦП простой, усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписью значения не теряют. Они действительны неограниченный срок.

Выбираем подпись в зависимости от сферы применения

Мы выяснили, что электронная подпись может быть бесплатной простой или усиленной неквалифицированной и неквалифицированной. Но кому какая нужна?

Первая простая нужна физическим лицам и ИП для удобства подачи деклараций и прочих документов через личный кабинет на сайте gosuslugi.ru, mos.ru, ФНС, Росреестр. Хотя при решении некоторых вопросов, к примеру, регистрации онлайн-кассы, потребуется усиленная неквалифицированная подпись.

Юридическим лицам необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, чтобы расширить возможности. Также именно она необходима для участия в электронных торгах.

Чтобы участвовать в электронных торгах и юридическим лицам и физическим нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Итак, подводя итог. Хочется отметить, что вид электронной подписи зависит от сферы деятельности гражданина. Если необходимости в решении сложных юридических вопросах нет, достаточно оформить простую электронную подпись через личный кабинет на сайте госуслуг или Федеральной налоговой службы. Если вы обладаете статусом индивидуального предпринимателя, стоит расширить возможности, получив в аккредитованном центре усиленную неквалифицированную подпись. Юридическим лицам и их представителям обойтись без усиленной квалифицированной визы сегодня крайне сложно. Она значительно сокращает время подачи различных деклараций и способствует ускоренному решению различных вопросов, так как нет необходимости лично посещать различные учреждения, чтобы подписать документы и акты.

Популярные вопросы по теме статьи:
Что такое электронная цифровая подпись?

ЭЦП - это уникальная последовательность различных символов, которые генерируются после подтверждения личности физического или юридического лица и далее могут использоваться для подписи электронных документов, как декларации, жалобы, заявления и т.д.

Какие есть виды ЭЦП?

Есть три вида электронной цифровой подписи:

  • простая,
  • усиленная квалифицированная,
  • усиленная неквалифицированная.

Простая электронная подпись предполагает ограниченный спектр возможностей: подпись писем, подача заявок в госучреждения, регистрация онлайн.

Усиленная неквалифицированная предполагает более расширенный спектр возможностей. Для ее получения уже необходимо обращение в специализированные центры.

Максимальный набор возможностей дает усиленная квалифицированная электронная подпись. Однако она, как правило, физическим лицам не нужна. Ее оформляют ИП, юридические лица для более удобного ведения дел.

Сколько стоит электронная цифровая подпись?

Простая ЭЦП и усиленная неквалифицированная могут быть оформлены бесплатно.

Стоимость усиленной квалифицированной подписи зависит от учреждения, где она оформляется. Минимальная цена 500 рублей, средняя 1500-2500, но может достигать и 3-х тыс. руб. 

Сколько действительная ЭЦП?

Срок действия ЭЦП составляет 1 год. Документы, подписанные ею не утрачиваю силу по истечению этого времени. 

Самые выгодные займы 2021

Фин. вопросы